Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (для педагогов)

Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

   В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь учреждения дошкольного образования. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов. Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д. Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: приобщение родителей к педагогическому процессу; участие родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях по нравственно – патриотическому воспитанию; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; информационно-педагогические материалы по данной теме; выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических чувств: проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка; стремление учитывать интересы ребенка, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и учреждения образования.

Формы работы с родителями:

1. Массовые: совместные мероприятия для педагогов, родителей и детей; родительские собрания; конференции и консультации; вечера для родителей; дни открытых дверей; КВН, викторины, праздники, концерты; совместное творчество; выпуск газеты; соревнования.

2. Индивидуальные: беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений.

3. Наглядно-информационные: информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью учреждения дошкольного образования) информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование) Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни учреждения дошкольного образования, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность. Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам учреждения дошкольного образования и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:

1) Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).

2) Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов Какие темы проектов позволят родителям решать задачи социально-нравственного и личностного развития их детей?

Семейный проект предполагает совместную работу родителей и детей при выполнении какой-то задачи, но результаты проделанной работы они могут рассказать в детском саду. «Семейное древо». Его можно предложить с целью расширения знаний детей о своём роде, профессиях, роде деятельности и достижениях своих прадедов, воспитания уважения и любви к родным и близким. «Игрушки моего детства». Родители рассказывают детям о том, в какие игрушки они любили играть в детстве, находят фотографии этих игрушек, вместе с детьми сравнивают их с современными игрушками. «Герб моей семьи». Дети вместе с родителями придумывают герб своей семьи и его презентуют его в группе. При выборе образов они руководствуются своими семейными ценностями и традициями. «Что в имени моем». Родители раскрывают тайны имени своего ребенка, очень творчески и с большой любовью оформляют объяснение этого имени на листе бумаге, рассказывают ребенку, почему они дали ребенку такое имя, а дети делятся своими знаниями о своем имени в группе. «Хранители воспоминаний». Дети вместе с родителями мастерят рамки для фотографий или готовят семейный фотоколлаж и рассказывают о событиях, изображенных на них. У кого-то – это был семейный праздник, у кого-то – незабываемое путешествие, а для кого-то – обычное, но очень значимое для него событие. Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у педагогов и родителей одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

Литература:

1.Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ А.А. Гуз. – 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.

Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию информационных материалов для родителей, способствующих развитию личности ребенка в различных видах деятельности