Я потерялся. Как позаботиться о безопасности ребенка

   Представьте себе такую ситуацию. Вы идёте на городской праздник. Народу – тьма. В Вашей руке – маленькая ручка Вашего карапуза. Вы жмуритесь от яркого солнца. Настроение великолепное, ну просто праздничное! Вы рассматриваете палатки с разнообразным товаром и, о ужас!, Вы понимаете, что руку ребёнка Вы выпустили из своей…  Попытайтесь ответить себе на вопрос: Что Вы чувствовали бы в подобной ситуации? Страх, перерастающий в дикую панику? Растерянность? Ужас? Вы знаете Что будете делать прямо сейчас? Вы – взрослый человек; у Вас есть большой жизненный опыт, запас знаний, но Вы все равно в этой ситуации подвержены панике.

   А как Вам кажется, Что будет чувствовать Ваш малыш в этой ситуации? Что он будет делать?

   Надеяться на то, что ребёнок в этой ситуации не растеряется, нельзя. Ведь, даже если Вас разбудить ночью и спросить Ваш рабочий телефон, Вы вряд ли его вспомните. А ситуация «потери» для ребёнка – настоящий стресс, сопровождающийся взрывом эмоций: плачь, растерянность, страх, волнение… В такой ситуации ребёнок может и не вспомнить даже своего имени, не говоря уже о мобильном телефоне папы.

   Конечно, от всех неприятностей мы не можем обезопасить детей, но в наших силах хотя бы чуть-чуть подготовить их к разным жизненным ситуациям.

   Ребёнок уже говорит, всё понимает, знает, как называется любимый мультик, сколько стоит «Киндер-сюрприз» и что такое «Wi-Fi» в папином телефоне, а вот фамилию родителей, телефон родных, адрес проживания – нет. Что для малыша важнее?

   Безусловно, первое, что необходимо сделать, это – выучить (даже если хотите – зазубрить) основную информацию; а именно: свои фамилию, имя, отчество, фамилию, имя, отчество  родителей, домашний адрес, домашний телефон.

   Хотите, можете прямо сегодня провести небольшой эксперимент. Придя домой, спросите ребёнка как его фамилия, на какой улице он живёт. Дети старшей группы должны знать и называть свои фамилию, имя, отчество, фамилию, имя, отчество  родителей, домашний адрес. Уверяю Вас, не каждый ребёнок ответит на все Ваши вопросы правильно. А ведь он ещё и не находится в ситуации стресса: чего ему опасаться у себя дома?..

   Прогуливаясь с ребёнком по Вашему жилому району (от детского сада до дома, от дома до магазина),обращайте внимание малыша на улицы, чем-то примечательные дома, аптеки, магазины. Устройте небольшую экскурсию по близлежащему к дому району. Так Вы поможете малышу сориентироваться, запомнить дорогу до дома. И в случае чего Ваш ребёнок всегда сможет описать место, где он живёт, или довести до своего дома взрослого человека, пришедшего ему на помощь.

   Расширяйте географию Вашего ребёнка. Расскажите ему в какой стране он живёт, в каком городе, в какой области, что такое гражданство, как называют граждан Республики Беларусь, жителей города Гродно. Ведь нам нередко приходится путешествовать в другие города и даже страны.

   Объясните малышу что он должен делать, если заблудился или потерялся. Разумный вариант в этом случае – спокойно стоять ребёнку на том месте, на котором он потерялся (там, где ребёнок заметил, что он потерялся). Потерялся возле дерева – стой возле дерева, потерялся возле аптеки – стой возле аптеки. Пообещайте ребёнку, что Вы его быстро найдёте, если он не будет суетиться и перебегать с места на место. Ваш ребёнок должен быть в полной уверенности, что не смотря ни на что, Вы его никогда не перестанете искать и обязательно найдёте.

   Весьма неплохой вариант – это завести небольшую визитную карточку для своего малыша. Это может быть бирка или маленький лист плотной бумаги, на котором будут написаны фамилия, имя, отчество ребёнка, фамилия, имя, отчество отца и матери, домашний адрес, домашний, рабочие и мобильные телефоны родителей, бабушек и дедушек. Эту визитку можно нашить на комбинезон или курточку, вшить в любимую сумочку или рюкзачок. Главное – ребёнок должен знать об этом, ему необходимо объяснить, зачем Вы это делаете.

   На случай, если ребёнок потерялся, при себе всегда имейте фотографию своего ребёнка, которую необходимо обновлять не реже 1 раза в год. Ведь дети растут, взрослеют, внешность их меняется.

   Малыш должен знать основные правила общения с незнакомыми людьми, к кому из взрослых он может обратиться за помощью, если потеряется (например, милиционер, продавец магазина).

   Объясните детям, что у них есть право сказать «нет» любому взрослому, который может причинить им боль или вред. Это связано с тем, что многих детей воспитывают в духе безусловного повиновения взрослым. Ребёнок должен хорошо запомнить, что не все люди на свете его любят, не весь мир – родной дом. У ребёнка должен появиться вопрос «Зачем?» при встрече с любым незнакомым взрослым (Зачем он предлагает мне «бубль-гум»? Зачем зовёт куда-то показать что-то интересное?)

   Убедите детей в том, что они должны рассказать Вам о любом происшествии, случившемся с ними. Очень часто, щадя родительские чувства, дети не рассказывают о том, что их напугало. Отнеситесь к детям с доверием, всегда внимательно выслушивайте их рассказы даже о самом пустяковом происшествии. В противном случае они могут промолчать даже тогда, когда случится что-нибудь серьёзное.

   Объясните детям, что незнакомцы не должны трогать и целовать их, и они не должны обнимать и целовать незнакомца. Если к Вам в гости приехала двоюродная тётя Вашей пятиюродной бабушки, то хоть она и является Вашей дальней, но родственницей, всё-таки, не стоит настаивать: «Петенька, поцелуй свою тётю». Ведь для Вашего Петеньки, который видит эту тётю в первый раз, это всё же чужой человек.

   Взрослый человек, если у него нет дурных намерений, вряд ли попытается заговорить с незнакомыми детьми, играющими на улице (за исключением тех случаев, когда ребёнок потерялся или плачет). Обучите детей никогда не вступать в разговор с незнакомцем. Не нужно грубить ему, следует сделать вид, что не слышишь, и быстро отойти или отбежать в сторону. Объясните детям, что Вы не будете сердиться на них за отказ вступить в разговор с незнакомыми взрослыми. Представьте ситуацию. Вы, прогуливаясь с ребёнком, встретили Вашу коллегу Настасью Петровну, с которой не знаком Ваш сын. Вы останавливаетесь и заводите беседу с коллегой. И тут Настасья Петровна говорит: «А что это, Мишенька, ты со мной не здороваешься?» В этом случае лучше сказать следующее: «Мы учим Мишеньку не разговаривать с незнакомыми». А затем обратитесь к сыну: «Миша, это моя коллега по работе, Анастасия Петровна. Пожалуйста, поздоровайся с ней». Если Настасья Петровна разумный человек, то она лишь похвалит Вашего Мишеньку за послушание. А в следующий раз, когда Ваш Миша, гуляя во дворе случайно встретит Вашу коллегу, ему будет достаточно просто поздороваться, и не более того.

   Внушите им, что они должны сообщать Вам о каждой попытке незнакомца завести с ними разговор.

   Объясните детям, что, столкнувшись с опасностью, они могут убегать, громко кричать, говорить неправду или даже ударить нападающего. В ситуации опасности Вы им это разрешаете. Если Вашего ребёнка чужой человек схватил за руку, малышу лучше не просто кричать (иначе окружающие люди могут принять этот крик за капризы). Лучше пусть ребёнок кричит определённые фразы: «Это не мой папа!», «Чужой дядя меня куда-то тянет!».

   Старайтесь сами забирать ребёнка из детского сада. Если Вы не успеваете забрать ребёнка вовремя и планируете эту функцию поручить кому-то другому из членов семьи или знакомых, вы должны заранее предупредить об этом воспитателя или помощника воспитателя, и дать воспитателю всю необходимую ему информацию (кто это человек, куда он пойдёт с ребёнком).