Современные образовательные технологии для работы с дошкольниками

   Оптимизация  педагогического  процесса  путём  совершенствования  методов  и  средств  является  необходимым,  но  не  достаточным  условием. Технологизация  педагогического  процесса  призвана  помочь  отбору  методов,  средств  и  форм  реализации  конкретной  цели.  Главные вопросы,  на  которые  отвечает  технология:  как  учить,  воспитывать,  развивать,  как  создать  лучшие  условия  для  познавательной  деятельности? 
Чем же методика отличается от технологии?
Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.
Любая технология имеет свою структуру.
Структуру образовательной технологии составляет:
·         Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
·         Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
·         Процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:
·         гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса УДО;
·         целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
·         учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
·         учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятель­ности, инициативности;
·         комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательномпроцессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе та­кого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
·         педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ре­бенка способами и приемами; основной критерий реали­зации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоцио­нальной напряженности;
·         профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специали­стов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) УДО осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.
К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:
1.      физкультурно-оздоровительные;
2.      проектной деятельности;
3.      исследовательской деятельности;
4.      информационно-коммуникационные;
5.      личностно-ориентированные;
6.      игровую;
7.      ТРИЗ;
8.      коррекционные и др.
В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемы в образовательном процессе УДО являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.
Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе УДО, являются здоровьесберегающими.
Современные технологии дошкольного образования,рекомендуемые Министерством образования РБ: 
·         Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»
·         Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»
·         Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
·         Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
·         Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
·         Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
·         Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
·         Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
·         Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
·         Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».
А теперь об образовательных технологиях, используемых педагогами в работе с детьми, поподробнее
 1.    Физкультурно-оздоровительные технологии.
Физкультурно-оздоровительные технологий направлены на решение следующих задач:
1.      физическое развитие детей: формирование физических качеств, двигательной активности детей;
2.      укрепление здоровья детей и увеличение резервов здоровья;
3.      формирование физической культуры дошкольников: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
К используемым в практике УДО физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:
·         Глазыриной Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;
·         Базарного В.Ф. – «Теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»;
·         Боковец Ю.В. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Хочется подробнее остановиться на оздоровительной технологии Базарного В.Ф. которая позволяет обучать, развивать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Теория «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф. Базарного – это строительство образовательного процесса на основе телесной вертикали и зрительно-двигательной поисковой активности в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов” на основе ситуационно-образного моделирования. Обладает огромными развивающими, обучающими и здоровьесберегающими возможностями.
Методы оздоровительной технологии:
·         Конторка Базарного
·         Массажные коврики
·         Сенсорные кресты (вертушки)
·         Система универсальных символов
·         Бегущие огоньки
·         Сенсорно-координационные тренажёры
·         Природно-экологическое панно
В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении: 
·         закаливания;
·         дыхательной гимнастики;
·         гимнастики для глаз;
·         пальчиковой гимнастики;
·         точечного массажа и самомассажа;
·         упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
·         физкультминуток;
·         релаксаций;
·         динамических пауз;
·         физкультурных занятий;
·         занятий на тренажёрах;
·         подвижных игр и элементов спортивных игр и др.
 2.    Коррекционные технологии.
К рекомендованным коррекционным технологиям относятся технологии:
·         Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
·         Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;
·         Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.
Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:
·         арттерапия
·         сказкотерапия
·         психогимнастика
·         музыкотерапия
·         артикуляционная гимнастика
·         су-джок терапия
·         технологии воздействия цветом
·         технологии коррекции поведения
·         тренинги
·         песочная терапия и др.
Реализуются данные виды технологий специалистами УДО (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.
3.    Технологии проектирования.
Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.
Данные технологии реализуются в процессе:
·         работы в группах, парах;
·         бесед, дискуссий;
·         активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.
В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.
Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология
·          А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
 4.    Технология исследовательской деятельности.
Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Известны исследовательские технологии:
·         Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;
·         Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (РФ).
На методику Савенкова И.А. ссылается Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова в пособии «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников» и использует данную технологию при построении образовательного процесса по познавательному развитию дошкольников.
Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.
Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью: 
·         эвристических бесед;
·         вопросов проблемного характера;
·         наблюдений;
·         моделирования;
·         опытов;
·         фиксации результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
·         «погружения» в краски, звуки, запахи и образы природы;
·         подражания голосам и звукам природы;
·         использования художественного слова;
·         дидактических игр, игровых обучающих и творческих развивающих ситуаций;
·         трудовых поручений, действий.
5.    Информационно-коммуникационные технологии.
Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Цель информационных технологий:
1.     расширение возможностей УДО наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;
2.     развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания;
3.     заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
·         предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
·         несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
·         движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
·         проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
·         предоставляет возможность индивидуализации обучения;
·         ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
·         в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
·         позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
·         компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:
1.  использование глобальной сети Интернет – это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;
2.  использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение;
(Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста)
3.  использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны: 
·         носить исследовательский характер;
·         быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;
·         иметь высокий технический уровень;
·         развивающими детские навыки и представления;
·         носить возрастное соответствие;
·         быть занимательными.
По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:
·         развивающие воображение, мышление, память;
·         говорящие словари иностранных языков;
·         простейшие графические редакторы;
·         игры-путешествия;
·         обучающие чтению, математике;
·         мультимедийные презентации.
 Перечень обучающих компьютерных программ, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ специального образования опубликован в ИМП «Об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР» от 25.05.2012года.
6.    Личностно-ориентированные технологии.
Задачи личностно-ориентированных технологий:
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности УДО.
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,
3. Индивидуальный подход к воспитанникам.
4. Приоритет личностных отношений.
Формы организации:
1. Игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
3. Гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.
Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.
7.    Игровые технологии.
Задачи:
1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог» для обеспечения душевного благополучия.
2. Преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности.
3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.
4. Социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.
8.    Технология ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.
Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.
Основные задачи:
·         развитие управляемого творческого воображения;
·         формирование навыков творческого стиля мышления;
·         систематичности;
·         диалектичности (способности к движению, к саморазвитию)
·         не шаблонности;
·         смелости решения;
·         творческой интуиции;
·         развития речи.
В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:
·         эвристическая игра,
·         мозговой штурм,
·         коллективный поиск.
Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.
Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
 
Литература:
1.     ИМП «Об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОПФР» от 25.05.2012года.
2.     Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников/Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. – 2-е изд., испр. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015.
3.     Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ А.А. Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
4.     Интернет-ресурсы.