Основные требования к составлению конспекта занятия

 Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.
        Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. 
        Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.
         По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.
      В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:
обучающий (усвоение новых представлений);
 цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;
закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);  цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;
 комбинированный (смешанный);
цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.
         При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.
Наименование    Образовательная область «Ребёнок и природа»
Возрастная направленность старший дошкольный возраст
Тема «Осень»
Программные задачи: образовательные (какие представления будем формировать);  развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)
 Материал и оборудование: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.
Предварительная работа: экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.  
Методы  и приёмы:
Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.
Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.
Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.
Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная
Развивающие образовательные технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» 
В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы,
например: I этап – вводный (3-5 минут)
II этап – основной (15-18 минут)
III этап – заключительный (2-3 минуты)
Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др. 
Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:
Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.
Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии.
Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
Крайне редко используются: приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий; электронные образовательные ресурсы.
После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.