Рекомендации воспитателям дошкольного образования по организации развивающей предметно-пространственной среды в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

  1. Центр познавательно-интеллектуального развития
  • игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы "Лего" и пр.
  • природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки
  • демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
  • для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки- забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастер
  1. Центр творчества
  2. Экологический центр
  3. Игровой центр
  • сюжетно-ролевые игры "Дом", "Магазин", "Парикмахерская", "Больница", строительные игры "Пароход", "Самолет", "Гараж" и пр.
  • игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
  • уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и т.д.)
  1. Центр строительства
  • крупный и средний строительный материал
  • модели готовых построек
  • мелкие игрушки для обыгрывания построек

Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.

  1. Уголок уединения
  2. Уголок по изучению правил дорожного движения
  • элементарные макеты дороги
  • наборы машинок
  • дорожные знаки
  • настольно-печатные игры
  • тематические альбомы с видами различного транспорта
  1. Центр развития движений
  2. Уголок книги
  3. Уголок краеведения (этнографии)
  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок)
  • альбомы о городе, поселке, деревне
  • иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора (стихи, сказки)
  • иллюстрированные книги о белорусских городах
  • кукла в белорусском костюме
  1. Уголок дежурных
  • фартуки
  • щетки-сметки
  • совки
  • карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям
  1. Уголок труда
  • фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
  • уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  • альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

 

Средняя группа (от 4 до 5лет)

  1. Центр познавательно-интеллектуального развития
  • игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры- головоломки, мозаика, наборы "Лего" и пр.
  • природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны
  • элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки
  • специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы
  • демонстрационный материал по элементарным математическим представлениям, по развитию речи и культуре речевого общения
  • для развития мелкой моторики рук: разнообразные волчки, игрушки - забавы, альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелки, фломастеры
  1. Центр творчества
  2. Экологический центр
  3. Игровой центр
  • сюжетно-ролевые игры "Дом", "Магазин", "Парикмахерская", "Больница", строительные игры "Пароход", "Самолет", "Гараж" и пр.
  • игры-забавы: бирюльки, летающие колпачки, бильбоке
  • уголок развития конструкторских способностей: крупный строитель, модули, схемы, открытки, фото, рисунки
  • уголок двигательных игрушек (машины, самолеты, лодки и т.д.)
  1. Центр строительства
  • крупный и средний строительный материал
  • модели готовых построек
  • мелкие игрушки для обыгрывания построек

Материал хранится в легких контейнерах. Не допускается смешение конструкторов разных типов при его хранении.

  1. Уголок уединения
  2. Уголок по изучению правил дорожного движения
  • элементарные макеты дороги
  • наборы машинок
  • дорожные знаки
  • настольно-печатные игры
  • тематические альбомы с видами различного транспорта
  1. Центр развития движений
  2. Уголок книги
  3. Уголок краеведения (этнографии)
  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя)
  • альбомы о поселке (деревне)
  • иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора (стихи, сказки)
  • иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, белорусские игрушки
  • кукла в белорусском костюме
  • альбомы "Моя Беларусь"
  • настольно-печатные игры "Мой город", "Моя улица"
  • образцы белорусской посуды, одежды
  • декоративно-прикладное искусство Беларуси
  • выставка детских работ
  1. Уголок дежурных
  • фартуки
  • щетки-сметки
  • совки
  • карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центре
  1. Уголок труда
  • фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
  • уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  • альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы

Наполняемость центров должна быть в соответствии с учебной программой дошкольного образования, Перечня оборудования.

 

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

  1. Центр интеллектуального развития
  • игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы, настольно-­печатные игры, мелкие конструкторы и строительный материал с набором схем
  • тетради с заданиями для самостоятельной деятельности, звуковые линейки, счетные лесенки
  • разнообразные волчки, механические игрушки-забавы
  • альбомы для раскрашивания, наборы ручек, карандашей, мелков, фломастеров
  1. Центр творчества
  2. Уголок книги
  3. Экологический центр
  4. Игровой центр
  • сюжетно-ролевые игры "Школа", "Ателье", "Почта", "Магазин", "Поликлиника", "Аптека", "Парикмахерская", "Семья", "Библиотека", "Моряки", "Космонавты", "Завод", "Ферма", "Кафе" ("Столовая")
  • предметы-заменители: абстрактная игрушка, природный материал
  • игры-забавы: бирюльки («Рыболовы»), летающие колпачки, бильбоке
  • уголок двигательных игрушек: машины, самолеты, лодки и др.
  1. Центр строительства
  • конструктор большой и малый из разного материала
  • модели готовых построек
  • фабричный игровой материал (для обыгрывания постройки, образца, мотивации игры): машины, паровозы, дома и пр.
  • модули, схемы
  • открытки, чертежи построек
  • фотографии зданий, рисунки построек
  • готовые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня
  1. Центр краеведения

Его содержание динамично и зависит от темы недели.

  • альбомы "Наша семья", "Наш город" (образование, культура, медицина, промышленность), "Наша область", "Беларусь" (города, костюмы, национальная кухня)
  • предметы искусства
  • предметы одежды и быта: традиции, обычаи, фольклор, геральдика Беларуси
  • макеты города, план детского сада и др.
  • куклы в национальных костюмах
  • макет белорусской избы
  • карта Беларуси, родного города
  • портреты знаменитых людей Беларуси и пр.
  1. Уголок уединения
  2. Уголок по изучению правил дорожного движения
  • макеты дороги
  • макет светофора
  • жезл
  • наборы машинок
  • дорожные знаки
  • настольно-печатные игры
  • тематические альбомы с различными видами транспорта
  1. Центр развития движений
  2. Уголок труда
  • фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем)
  • уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки
  • альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  • игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы
  • альбом "Наши дела" (составляется совместно с воспитанниками на протяжении года)
  1. Уголок дежурных
  • фартуки
  • щетки-сметки, совки
  • карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям, в экологическом центр