Дети и деньги или как воспитать предприимчивого ребенка

   Экономическое развитие дошкольников – это «организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры личности».
    Экономическая культура личности представляет собой «гармоничное сочетание в ней физических, умственных, организаторских способностей, высокого уровня образования и квалификации, потребности в свободной, творческой труда, улучшение его условий, рост материальных и духовных потребностей».
В среднем, старшем дошкольном возрасте вполне возможно начать знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, «правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка». В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
     Экономическое воспитание – это «процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики». Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. Ребёнок в нынешней жизни является равноправным членом общества. Он с ранних пор участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ними ходит в магазин делать покупки, слышит слова «дёшево», «дорого», «деньги», цена», «заработать».
Финансовая грамотность – (англ. Financial literacy) – сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия. Финансовая грамотность – это «способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь».
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на доступном ребенку дошкольного возраста языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителей. То есть, им нужно четко понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 5-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
   Экономическая компетенция – современные подходы к экономическому воспитанию обуславливают возможности формирования экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Под ней мы понимаем «интегративное качество личности, включающее элементарные экономические представления в области экономики (труд, производство, технологический процесс, товарно-денежные отношения), а также нравственно-экономическую направленность качеств личности (уважение к труду, людям труда, бережливое отношение к результатам труда, трудолюбие, ответственность, деловитость), способность к рефлексии собственных экономических достижений». Процесс формирования экономической компетентности у детей дошкольного возраста имеет свою специфику, связанную с особенностями развития и организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
    Центральным звеном в развивающей предметно-пространственной среде учреждения дошкольного образования по формированию финансовой грамотности являются игровые зоны экономической тематики: «Магазин», «Семья», «Профессии», «Салон красоты», «Парикмахерская» и др. Вся атрибутика подобрана с целью расширения индивидуального финансового опыта, получения знаний об экономике, денежных средствах, доходах и т.д. Все материалы и игрушки вводятся постепенно в соответствии с получаемыми знаниями. Предлагаемый в них материал меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков. В них подобран материал о деньгах, валюте, доходах, расходах, товарах и т.д. Содержание игровых зон подкрепляется фотографиями, макетами, альбомами, картотеками, специальной литературой. В альбомах размещены изображения основных денежных знаков некоторых стран. Имеются карты, буклеты, наборы открыток, альбомы, дидактические пособия и игры (Приложение 1).
    Такие произведения художественной литературы, как К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Ш. Галлиев «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; А. Романов «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях и др., а также разработка тематических блоков (занятия, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы и т.д.) способствуют формированию основ экономической культуры.
Показатели сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни)

- знание ребенком потребностей семьи;

- представления о труде родителей;

- представления об экономических понятиях;

- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества

старших дошкольников

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

- общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;

- оценка проявления этих качеств у сверстников.

 
   По совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности.
    Общепризнано, что взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи важнейшее условие эффективной деятельности в решении задач экономического воспитания дошкольников. Та атмосфера, которая царит в семье и учреждении дошкольного образования, то, чем живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира детей. Взаимодействие с родителями в вопросах экономического воспитания способствует развитию эмоционального, бережного отношения к материальным ценностям, способам создания стабильного финансового благополучия. При работе с воспитанниками важно, чтобы педагог сам обладал и владел, мог оперировать основными экономическими понятиями. Мог грамотно и доступно донести до детей основные понятия, механизмы денежного обращения.
     Формирования экономической культуры воспитанников можно условно разделить на несколько блоков:
Блок 1. «Семейная экономика» (игра-беседа: «Что такое экономика», «Что такое семейная экономика»; чтение экономических пословиц и поговорок; просмотр презентации: «Профессии жителей города Барановичи»; аппликация: «Друзья Феечки Денежки»).
Блок 2. «Бюджет семьи» (сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Кафе»; дидактическая игра «Какие бывают доходы»).
Блок 3. «Собираемся путешествовать» (чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»; дидактическая игра «Наши потребности»).
Блок 4. «Что такое деньги?» (занятие: «Что такое деньги»; «История возникновения денег»; сюжетно-ролевая игра «Банк»; дидактическая игра «Путешествие Монетки»; настольная игра «Коммерсант»; просмотр видеофильма «Деньги разных стран»).
Блок 5. «Это что за магазин?» (сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»; проблемная ситуация «Экономная покупка»).
Блок 6. «Кто же нам поможет?» (экскурсия на кухню, в прачечную учреждения дошкольного образования; беседа с приглашенным инспектором ДПС, с пожарным; чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»; создание дерева «Профессии»).
Блок 7. «Зоопарк нашей мечты» (составление карт «Потребности животных», «Потребности растений»; дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»; игра в лабиринт «Дом для зайчика»).
Блок 8. «Площадь мастеров» (совместное развлечение «Осенняя ярмарка»; создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок; изготовление рекламной папки «В мире рекламы» (рисование детьми); игра-занятие «Ярмарка»).
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
«Кто, чем занимается?»
Цель: расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
 Содержание. Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
 
«Назови профессии» 
Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал: цветок ромашки, на лепестках которой услов­но изображены результаты труда людей разных профессий. 
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
 
«Развези товары по магазинам»
Цель: развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).
Материал:  картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т.п. 
Содержание.  Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
 
«Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение)   
Цель: формировать у детей представления об основных и дополни­тельных доходах; формировать умение самостоятель­но определять вид доходов (основной и неосновной).
Материал: карточки с изображением основных видов де­ятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плот­ника, ткачихи и др.), и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход. 
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
 
«Где можно купить?»
Цель: формировать у детей умение соотносить название магазина с товарами, которые в нём продаются; развивать умение обобщать группы предметов.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Обувь» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нём продаются.
 
«Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребёнок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага). Далее определяется цена игрушки. Ребёнок отсчитывает определённую сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
 
«Что быстрее купят?» 
Цель: формировать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка). 
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
 
«Что и когда лучше продавать?»
 Цель: формировать представление детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров. 
Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др.— в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».
 
«Кому что подарим?»
Цель: формировать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал: карточки-картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, котёнок, щенок, бантик, туфельки, костюм, платье, значок и др.
Содержание. Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Саши и девочки Маши. Предлагает рассмотреть карточки-картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Выбрать понравившиеся и подарить Саше и Маше. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем подарят.
 
«Где что производят?»
Цель: закрепить знания детей о месте изготовления то­вара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: карточки с изображением товара и мест их производства.
 Содержание.  Дети группируют предметы по месту про­изводства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фа­янсовый  завод,   игрушки  —игрушечная  фабрика  и  т.д.
 
«Волшебный кошелек» 
Цель: формировать представления у детей о том, что можно и что нельзя купить.
Материал: рисунки с изображением товаров.
Содержание. Воспитатель показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.
 
«Хочу» и «Надо».
Цель: уточнить представления детей о потребностях, необходимых для жизни человека.
Материал: предметные картинки (яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, кукла, машина, стол, сок, цветы, дом и др.).
Содержание. Воспитатель показывает предметные картинки, объясняет, что надо выбрать только самое необходимое для жизни. Ребенок выбирает и объясняет свой выбор. Картинки: яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, кукла, машина, стол, сок, цветы, дом и др.
 
«Где был Ваня?» 
Цель: развивать у детей умение описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывает ребенок.
Содержание.  Воспитатель говорит детям, что они бу­дут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель рассказывает: «Сегодня мы поиграем в такую игру, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Ваня. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Ваня. От имени Вани будете рассказывать вы. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию». Приводим примерные описания, данные детьми: «Ваня зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина. (Прачечная)» «Ваня заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая (Зал)». Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Ваня мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском суду, он считается проигравшим.
 
«Домик-копилка»
Цель: систематизировать представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления).
Материал: домик-копилка.
Содержание. Воспитатель обращает внимание детей на необычный домик. Этот домик называют домиком-копилкой. Кто в нём живёт?
Да, живут в ней рубли и монетки. Когда денежка входит в домик – доход («в дом вход»), а когда уходит – расход («раз и вышел»).
Вопросы к детям:
  1. Для чего нужны копилки?
  2. Зачем люди копят деньги, делают запасы?
Игра-занятие «Путешествие денежки»
Цель: дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.
Материал: книга-ширма «Путешествие рубля», герои сказок «Красная Шапочка» Шарля Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм и др.
Содержание. В гости к детям пришёл Рублик. Он сообщает, что про его путешествия написана интересная книга и он хочет познакомить с ней своих друзей.
Рассматривается первая страница книги, на которой «живут» герои сказки «Красная Шапочка».
Вопросы к детям:
  1. Как называется сказка?
  2. Кто её автор?
  3. В какой стране живут герои сказки?
Дети помогают Красной Шапочке определить маршрут (найти самый короткий путь к бабушке) и купить для неё пирожки. Но оказывается, что купить пирожки на рубли нельзя. Нужны евро. Так называются деньги во Франции (Рассматривают купюру и монетки).
Так, путешествуя с денежкой, ребята узнают, что в каждой стране есть свои деньги, зачем нужны деньги, как зависит от этого жизнь людей в обществе.
 
Игра-занятие «Лесной рынок»
Цель: формировать у детей представление о разных видах цен.
Материал: картинки с изображением персонажей сказки, товара, ценники.
Содержание. Воспитатель говорит детям, что они отправляются на Лесной рынок.
На рынке торгует Белочка. Она продаёт орехи. Орехи стоят дорого потому, что они свежие и ни у кого больше на рынке орехов нет. Цену на орехи Белочка не снижает. Зайчики привезли на рынок морковь. Они веселятся, пляшут на лужайке. Торговать некогда. Морковь вянет под жарким солнцем. И цена на морковь снижается. Лиса предлагает зайчикам продать сразу всю морковь оптом. (Показывается картинка, на которой изображена корзина с большим количеством моркови и с одной морковью.) Это выгодно и Лисе, и зайчикам. Почему?
Обсуждая ответы, воспитатель подводит детей к пониманию, что есть разные цены: оптовые и розничные. Оптовые цены ниже розничных. Товар оптом тоже дешевле товара, купленного в розницу.
 
Игра-занятие «Салон-магазин “Бытовая техника»
Цель: уточнить представления детей о роли бытовой техники в доме. Развить их фантазию и творческие способности. Воспитывать осторожность в обращении с бытовыми приборами.
Материал: карточки с изображением бытовой техники.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у нас скоро праздник. И к этому дню мы готовим подарки каждому члену семьи. Как вы думаете, какие подарки пригодятся сразу всем в семье? (Ответы детей). Это, конечно же, предметы, необходимые нам в хозяйстве, в домашней работе. Давайте сегодня отправимся в салон бытовой техники!
- Отгадайте, что продают в нашем салоне?
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны! (Плита.)
- Скажите, кому можно предложить в подарок кухонную плиту?
Дом на ножках,
Посреди – окошко.
Засветится окно –
Появится кино. (Телевизор)
- Кто в вашей семье очень любит и чаще всех смотрит телепередачи? Кому можно предложить такой подарок?
Колесо своё верчу,
Звонко, весело стучу –
Достаёт моей сноровки,
Чтобы сделать вам обновку.
Получайте, ребятишки,
Полотенца, кофточки,
Штанишки. (Швейная машинка).
- Ею могут пользоваться мама и бабушка. Даже старшая сестра может научиться шить.
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)
-Дети, для чего нужен в квартире пылесос? Кто пользуется пылесосом в вашей семье?
Нет ушей, а слышит,
Рук нет, а пишет (Магнитофон.)
-Любой член семьи может пользоваться магнитофоном. Но чаще всего любит слушать музыку кто-нибудь из старших детей.
Машина отлично задачу решила,
Мычала, гудела, старалась,
Спешила.
Рисует, играет и учит меня.
Какое же имя имеет она? (Компьютер.)
Воспитатель: Почему предметы бытовой техники называют нашими помощниками? (Ответы детей.)
Обсуждая ответы, дети убеждаются в том, что человек делает много разных умных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда.
Ребята, как необходимо обращаться с бытовыми приборами? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Теперь вы знаете не только об электроприборах, но и об основных правилах пользования ими. Не забывайте всегда выключать электротехнику из розетки, когда ею не пользуетесь.
 
Сюжетно-дидактическая игра «Аукцион».
Цель: формировать у детей представления об особенностях продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; пробуждать интерес к игре.
Материал: молоточек для аукциониста, рисунки, поделки из пластилина.
Содержание. Воспитатель предлагает детям представить, что они художники или скульпторы и выставляют для продажи на аукцион свои произведения. Он напоминает, что на аукционе продаются редкие, единичные товары, например картины, скульптуры, мебель и т.д. Выбирается аукционист (в начале эту роль выполняет воспитатель). Детские работы: рисунки, поделки из пластилина красиво расставляются на подиуме. Дети с удовольствием называют цену поделок, постепенно ее увеличивая. Каждый, рассчитав свои возможности, приобретают какую-либо вещь. Участники аукциона делятся впечатлениями, кто, сколько сделал покупок, сколько заплатил денег, для чего приобрёл вещь.                                                                                
Воспитатель благодарит детей за участие в аукционе. Напоминает, что аукцион проводится в тех случаях, когда товар является редким, а спрос на него большой. Цена товара зависит от формы сбыта продукции.
 
Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
Цели: познакомить детей с профессиями модельер, секретарь, швея, закройщик, гладильщик; помочь создать игровую обстановку; стимулировать творческую активность, дружелюбие;  воспитывать уважение к труду работников ателье.
Материал: гладильная доска, утюг, швейная машинка, ткани, кукольная одежда на демонстрационных вешалках, макеты бумажных кукол и их одежды, сантиметровая лента, напёрсток, блокнот, телефон, куклы.
Содержание. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ателье». Знакомит детей с профессиями секретарь, швея, закройщик, гладильщик и рассказывает, в чём заключается их работа. Воспитатель распределяет роли и сам играет роль директора, чтобы контролировать процесс игры.
 
Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»
Цель: показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступать в диалог.
Материал: разнообразные товары, деньги, аксессуары для игры.
Содержание. В магазине красиво оформлены разные отделы: овощной, хлебобулочный, молочный и др. На каждом товаре ценники с указанием его стоимости. У продавцов калькуляторы. Покупатели выбирают и покупают товары, а продавцы помогают им с выбором товара, подсчитывает, сколько он стоит, получает деньги или чек, отдаёт товар покупателю и благодарит за покупку.