Организация театральной деятельности

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
   Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
    Возможности театральной деятельности в детском саду очень значимы и широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать и обобщать. Умственное развитие, которое, формируется на занятиях театральной деятельности тесно связано и с совершенствованием речи.
   В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит перед необходимостью ясно четко изъясняться перевоплощаться в данный образ.
   Театральная деятельность важнейшее средство развитие у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике и жестам, интонации умение ставить себя на место в различных ситуациях. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
   Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
   Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому  ощущать, двигаться, говорить.
   В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений  и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).
   Организовывать театральную деятельность лучше во вторую половину дня и включать в другие виды занятия (музыкальное, по изо деятельности предметный мир и другим). Желательно организовать театральную деятельность по небольшим подгруппам, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень полезно, когда результаты кружка будут связаны с ручным трудом, изобразительной деятельностью, музыкальным занятием и в конечном итоге объединится в единое целое – результатом может быть концерт, спектакль, праздник, развлечение. К ним готовятся все дети группы. Таким образом, каждый ребенок ощущает, себя членом коллектива, объединенного единой целью. 
   Среда — является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
   Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску  или  другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.
   В целях реализации индивидуальных интересов детей в зоне театральной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-бабо, настольный).
   Материал должен постоянно пополняться и обновляться, рядом должен находиться уголок ряжения.
   Театральная деятельность является и школой общения . Где усваиваются правила взаимоотношений, умения распознавать чувства свои и сверстников. Дети знакомятся с эмоциями радости, грустью, страхом, удивлением и т.д.  Способностью одушевлять неодушевленные предметы. У детей формируется позитивная я концепция.
   Содержание театральных занятий включает в себя:
1.Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2.Игры-драматизации.
3.Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
4.Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
      Театрализованные занятия должны выполнять познавательную, воспитательную развивающую функции и не в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.  
   Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:
Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).
— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации мимике и пантомиме)
— в старшей группе совершенствовать художественно- образные исполнительские умения;
— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
   Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
Игры-драматизации;
Разыгрывание театральных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)
Упражнения по социально- эмоциональному развитию детей.
      Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накоплении эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Активизация их интереса способствуют и тематические вечера. Тематика их может быть разной – «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные встречи».Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, исполнению ролей. В любом случае союз воспитателей и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.