Классификация игр детей дошкольного возраста

Какие бывают игры?

В образовательном процессе учреждения дошкольного образования используются разные по характеристикам, содержанию и способам организации игры. Общим признаком, по которому их можно сгруппировать, является правило. Его может задавать взрослый или создавать сам ребенок. На этой основе выделяют две группы игр:

игры творческие (сюжетные), возникающие по самостоятельному замыслу детей, где содержание игры, ее правила, организация устанавливаются детьми. К творческим играм относят сюжетно-ролевые, режиссерские игры и игры-драматизации;

игры с готовыми правилами (дидактические и подвижные), в которых само содержание игры и правила задаются взрослым для обучения, развития определенных способностей детей (познавательных, художественных, творческих, коммуникативных, двигательных и др.).

Каждый вид игры имеет свои варианты, развивающее значение, особенные способы организации.

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники), а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

В игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Задача такой игра состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами (шашки, лото, домино, бродилки и др.). Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует отметить дидактические игры. 

Дидактическая игра включает в себя: 

  • дидактическую и игровую задачи; 
  • игровые действия;     
  • игровые правила; 
  • дидактический материал (средства решения дидактической задачи);
  • результат. 

Поскольку главная цель любой дидактической игры - обучающая, ее основным элементом выступает дидактическая задача. Единство игровой и дидактической задач является сущностной характеристикой дидактической игры. 

Пример 1. Для формирования умения группировать предметы по заданным признакам педагог предлагает воспитанникам отобрать и распределить по группам овощи и фрукты. Можно ли назвать это задание дидактической игрой? 

Пример 2. Педагог предлагает детям как можно быстрее собрать овощи и фрукты под музыку. Смогут ли дети научиться группировать предметы по заданным признакам в этой игре?

Есть ли здесь игровая задача? В обоих случаях ответ будет отрицательным.

Приведенные примеры показывают, что если преобладает дидактическая задача, то игра становится упражнением или беседой с использованием наглядности; преобладает игровая задача, то игра приобретает развлекательный характер и теряет обучающую направленность.

Вариант дидактической игры для формирования у воспитанников умения группировать предметы по заданным признакам.

Пример. Педагог предлагает детям стать «поварятами»: мальчикам сварить суп из овощей, а девочкам — компот из фруктов определенной формы, цвета и размера.

Особенность этой игры заключается в том, что дидактическая задача (научиться группировать предметы по заданным признакам) предъявляется детям не прямо, а опосредованно, с помощью игровой задачи («сварить» суп и компот по рецепту). Сюжет и роль помогают создать игровую ситуацию и скрыть дидактическую задачу. Таким образом, процесс обучения замаскирован от воспитанников  и основан на стремлении дошкольников входить в воображаемую ситуацию, действовать по ее законам (В.Н. Аванесова).

Интерес и активность детей в дидактической игре определяют игровые действия. В одних играх воспитанникам нужно воспроизвести определенные жесты и слова, в других найти, спрятать, собрать, показать, загадать и отгадать что-то, в третьих — обменяться предметами и др. Чем разнообразнее и занимательнее игровые действия, тем дольше дидактическая игра привлекает внимание ребенка. Для выполнения игровых действий ребенку необходим дидактический (игровой) материал — игрушки, игровые пособия, бытовые предметы и др. Он побуждает воспитанников к игре и имеет важное значение для реализации игровой задачи.

Игровые действия регулируются правилами, т. е. конкретными условиями (как выполнить игровое действие), которые направляют поведение детей в игре. Дидактическая игра может состояться, если игровые правила доступны для понимания и выполнения ребенком. Примерами игровых правил могут быть следующие: выполнять действие по очереди, определенным способом (отвечать, когда словишь мяч; хлопнуть, когда услышишь заданный звук или слово; выбрать подходящую или лишнюю картинку; найти пару; разложить по порядку и др.). Правильно выполненные ребенком игровые действия в соответствии с игровыми правилами являются результатом игры (составленная ребенком картинка, множество отобранных предметов, названные слова, выполненные движения, выигрыш, отгадка и др.).

Наблюдение за процессом игры ребенка и анализ ее результатов необходимы для определения эффективности решения поставленных задач, а также являются средством педагогической диагностики. Что оценивает педагог в ходе наблюдения за детской игрой? Прежде всего — степень самостоятельного выполнения ребенком игровых действий с учетом игровых правил (выполняет самостоятельно; выполняет с помощью взрослого; не выполняет).

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжет - та сторона действительности, которая находит отражение в игре. Сюжет игры с одной стороны всегда узнаваемый, так как дети играют во что-либо или в кого-либо, с другой - неопределенный, так как включает в себя неожиданные повороты (мы не можем предугадать, куда "приведет" ребенка его воображение). Наиболее распространены сюжеты игр в больницу, семью, магазин, путешествия и др. Часто сюжетом игр современных детей становятся понравившиеся фильмы или мультфильмы, компьютерные игры, игры в семью животных. Это связано с тем, что профессиональны мир взрослых "закрыт" для ребенка, поэтому в своих играх они отражают эмоциональные, одновременно простые и понятные действия героев. Среди сюжетов детских игр принято выделять бытовые, профессиональные и общественно-политические. При этом, несмотря на повторяемость одних сюжетов в разных возрастах, их общая динамика в дошкольном возрасте идёт по линии движения от бытовых (характерных для младших дошкольников) к профессиональным, а затем к общественно-политическим сюжетам.

У современных детей даже в старшем дошкольном возрасте явно доминируют бытовые сюжеты, а профессиональные и общественно-политические «вытесняются» телевизионными. Это отражает разрыв между жизнью современных детей и взрослых. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Реальный опыт детей ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой - сюжетами боевиков и виртуальных персонажей, заимствованных с экрана телевизора или планшета.

Роль - центральный компонент игры и одновременно ее структурная единица, объединяющая в себе нормы, способы поведения людей в различных ситуациях и игровые отношения (например, если я доктор, то принимаю пациентов, назначаю им лечение, внимательно слежу за их состоянием и др.). По сути игровая роль - это тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Роли могут быть самыми разнообразными: роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги; роль-профессия обобщенного типа (врач, продавец. повар и др.); семейная роль (мама, папа, дочка, сын и др.) и др. 

Игровые действия носят условный характер. В игре действительность  "понарошку" или "как будто". Для существования игры и ее развития важен механизм замещения. Замещение бывает: предметно-действенное (действия с использованием игрушки вместо реального предмета - пью из кукольной чашки), действия с использованием предметов-заместителей (палочка может быть и ложкой, и градусником, и ручкой и волшебной палочкой) и словесное (действия без опоры на предмет, их замена словами - давай, как будто уже опять утро). Чем обобщеннее и короче игровые действия, тем глубже проникает ребенок в смысл человеческих отношений.

Содержание - то, что непосредственно воспроизводится ребенком в игре: действия и отношения людей. Именно содержание игры является показателем уровня ее развития. Содержание отражает то главное, что ребенок выделяет в человеческих отношениях. В своей развитой форме сюжетно-ролевая игра строится как моделирование отношений между людьми. Эти отношения ребенок познает и осваивает посредством принятия на себя роли взрослого.

Как развивается игра?

В возрастном диапазоне 1,5-3 года ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. В 3-5 лет ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. В 5-7 лет дошкольник может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. Однако высокий уровень игры может быть не достигнут, если у ребенка не будет возможности своевременно овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:

Роль в действии - смысловым центром игры является выполнение игровых действий с предметами. Действия максимально развёрнуты и однообразны; роль существует в форме игровых действий и определяется характером действия; как правило, она не называется и не обозначается; игры кратковременны и слабо эмоционально насыщенны - дети часто отвлекаются и переключаются на другие занятия. (младший дошкольный возраст)

Роль в сюжете. Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из неё действий, которые определяются сюжетом игры. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к партнёрам. Однако отношение к партнёрам носит формальный характер. Деловые и эмоциональные отношения между ролями не выражены. Реальное взаимодействие отсутствует - каждый ребёнок «играет свою роль», определяемую сюжетом. В процессе игры дети часто переходят к неигровому взаимодействию. (средний дошкольный возраст)

Роль в отношении. Главным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети (отношения заботы, сочувствия, обиды, наказания, любви и др.). Дети адресуют свои слова и действия партнёрам и ориентируются на их действия. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Действия разворачиваются в чёткой последовательности, воссоздающей реальную логику. Сами действия разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое воссоздаёт ребёнок. Появляются элементы творческого отображения событий и отношений. Ярко выражена эмоциональная вовлечённость в игру. Именно этот уровень игры соответствует её наиболее развитой форме. (старший дошкольный возраст).

Понаблюдайте за своими воспитанниками или вспомните их игры: какой этап развития сюжетно-ролевой игры можно отметить у детей вашей группы? Что преобладает в их играх: действия или отношения?

Как развивать игру?

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Каким же образом передается ребенку игра? Оказывается, ребенок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей - от младших дошкольников, овладевающих «азами» игры, до детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе сюжетная игра «живет» во всей ее целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном им уровне, проникаясь в целом «духом игры» (так что в таких ситуациях не возникает никакой специальной задачи «побуждения» детей к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт - и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее в такой непосредственной форме другому поколению младших детей. Это процесс естественной передачи детям игровых умений. 

Но современный дошкольник имеет мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время - большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста очень разобщены. В дошкольном учреждении преобладает принцип одновозрастного комплектования, в семьях очень часто есть только один ребенок, а дворовое и соседское общение становится редким. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор (или любой другой гаджет), у которого они проводят много времени.

В такой ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, старших друзей, должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, погружая его в игру. 

Также уместно вспомнить о "технологических картах" которые используют некоторые воспитатели для организации сюжетной игры. Заранее написанный "конспект" как подробное предписание для действий детей совершенно недопустим и может только вредить делу. Ведь если требовать от детей его реализации, это будет уже не игра. Воспитатель может продумывать для себя возможный проект собственных действий. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект - не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу начнут обнаруживать свои замыслы, желания, не совпадающие с проектом воспитателя. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа (и, соответственно, игровую роль), достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым для детей и успешность формирующих воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов - событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений. Это профессионально важное качество называется игровой компетентностью педагога.

Что нужно, чтобы развивать игру?

Для того, чтобы дети заиграли нужны, прежде всего: 

свободное и добровольное включение детей в игру,

достаточное количество времени для игры (минимально - 1-1,5 часа свободного времени в день)

Итак, условиями активизации самостоятельной игры детей являются, прежде всего:

Совместная игра воспитателя с детьми. При этом чрезвычайно важным является сам характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре с детьми воспитатель должен занимать позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок. Естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера - гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», «Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь?», «Ты кто, Бармалей?» «Куда наш корабль плывет?» и др.). Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, включая в игру нескольких детей.

Необходимо обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания.

Если условия для игры не создаются, игра остается примитивной (дети играют изо дня в день в одно и то же) и мало влияет на развитие детей.