Рекомендации родителям

Дорогие родители!

Вы – первые и самые важные учителя Вашего ребенка. Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

Одна – корни,

А другая – крылья.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства – к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему учила меня моя мать», «то, что показал мне отец», «то, чему учили меня дома». Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?». Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

ДЕЛАЙТЕ!

  • Радуйтесь вашему малышу.
  • Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
  • Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой
  • Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» комментируйте его действия)
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
  • Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
  • Говорите с малышом короткими фразами.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Говорите медленно.
  • Будьте терпеливы.
  • Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
  • Каждый день читайте ребенку.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  • Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он смог бы рассказывать.
  • Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
  • Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
  • Помогите ребенку выучить свое имя и фамилию.
  • Если ребенок начал что-то коллекционировать – кораблики, машинки, крышки от бутылок – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
  • Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках.
  • Регулярно водите ребенка в библиотеку.
  • Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Играйте с ребенком в разные игры.
  • Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

НЕ ДЕЛАЙТЕ!

o  Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

o  Не задавайте слишком много вопросов.

o  Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

o  Не заставляете ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

o  Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

o  Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

o  Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».

o  Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

o  Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

o  Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.

o  Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:

Всех логических связей;
Всех Ваших чувств («Мама устала»);
Абстрактных рассуждений и объяснений.

o  Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

o  Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.