Музыкальный слух

Что же такое музыкальный слух?

      Часто слышишь от родителей: ой, у нас нет слуха! Как это нет!? Ведь ребенок все слышит – вашу речь, интонацию, все звуки вокруг! А вот музыкальный слух – есть он или нет? Конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок обладал музыкальным слухом. Но не все знают, что музыкальный слух можно развивать. Было бы желание. И это не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд.

     Обращали ли вы внимание, что у некоторых людей интонация речи удивительно однообразная? Прислушайтесь: они говорят монотонно, и если берутся читать книги малышам, то читают сухо, невыразительно. У этих людей не развит слух, возможности развития их слуха были когда-то упущены.

     Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом.

 Покупая детям игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы.  Но, как правило,  мало заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А между тем, многие дети, подрастая, прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием ребенка, если вы будете общаться со звуками вместе с ним.

Наверное, некоторые из Вас обращали внимание на то, как дети, с радостью хлопая в ладоши, подражают каплям дождя, которые стучат по крыше, по карнизу, или падают на листья деревьев. Это занятие, доставляющее им большое удовольствие, можно усложнить: можно похлопать сидя на корточках, по ножкам, можно несколько раз хлопнуть ладонями "ковшичками”. Внимательно прислушайтесь, как это звучит: то звонко, высоко, то глухо. Важно научить детей прислушиваться, находить разницу в звучаниях.

 Послушайте сколько звуков в вашей комнате. Вот скрипнули двери, стукнул стул об пол. Проведите рукой по ковру – шуршит? А если потереть руками по обоям? Поговорите с детьми о разных звуках – когда они получаются? А сколько интересных звуков на улице! Выйдите с ребенком и вслушайтесь!

Очень важно для развития слуха научить ребенка слушать звуки природы. Гуляя с детьми в лесу, прислушиваться, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы: кукует кукушка, стучит дятел. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной. Спросите: близко или далеко было слышно кукушку, почему мама-птица громко кричала, беспокоилась, когда вы собирали ягоды, грибы вокруг дерева, на котором было гнездо с птенцами, и голос ее звучал тревожно.… Относитесь серьезно к таким разговорам с детьми.

Наверняка Вы наблюдали интерес ребенка к кухонной посуде: крышки кастрюль,   черпаки и мисочки бывают для него интереснее новой игрушки. Почему? Да потому, что они звучат! Дайте ребенку возможность поиграть  с ними: постучать, погреметь. Поиграйте с ним в шумовой оркестр. Обратите внимание на разный звук, который получается, если ударить по одной и той же кастрюльке ложкой или деревянной скалкой.

         Вот такое постепенное, последовательное приобщение ребенка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыка – это интересно! И музыкальный слух обязательно будет!

  Подготовила консультацию

музыкальный руководитель

ГУО «Боровлянский ясли-сад №1»

С.Н.Сенюк