Этикет. Культура поведения за столом

ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

 

      Этикет — важная часть общечелове­ческой культуры, нравственности, мо­рали. Научить ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности; относиться к другим так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему — простое ли это правило? В по­вседневной практике человеческие отношения далеки от идеала. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребён­ка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с совершенно незнакомы­ми людьми.

    У каждой эпохи свой стиль, у каждо­го общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемле­мая часть культуры — этикет, склады­вающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Вос­питание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребён­ку, радуется ему — это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру.

       Культуру еды часто относят к ги­гиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Для воспитания этикетного поведе­ния необходимы следующие условия:

  1. Позитивный настрой. Нужно использовать похвала, поощрение, призы и прочие спосо­бы, увлекающие детей.
  2. Пример взрослых, прежде всего, родителей. Ребёнок наблюдает и оце­нивает взрослых. Действия взрослых должны быть направлены на достиже­ние главной цели — развитие личности ребёнка в творческой, доброжелатель­ной, дружеской обстановке.
  3. Сотрудничество семьи и детского учреждения — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемствен­ность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный, образованный человек

      Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета прово­дится при соблюдении этикетных принципов.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих пра­вил, доброжелательность и дружелю­бие, прочность и красота манеры по­ведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы воздействия на детей:

  1. Приучение.Детям даётся опреде­лённый образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Сле­дует не только показать, но и прокон­тролировать точность выполнения того или иного правила.
  2. Упражнение.Многократно повто­ряется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, раз­резать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребёнком необ­ходимости и разумности такого исполь­зования столовых приборов.
  3. Воспитывающие ситуации.Соз­даются условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, напри­мер, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
  4. Поощрение.Проводится раз­личными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
  5. Обсуждение со взрослым негативного поступка.Направлено на возникновение жела­ния поступать хорошо.
  6. Пример для подражания.Явля­ется своеобразным наглядным посо­бием и необходим ребёнку. Им могут быть родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.
  7. Разнообразие словесных мето­дов.Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скуч­ной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории соз­даёт эмоциональное восприятие по­веденческих правил.
  8. Разъяснение.Необходимо разъ­яснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
  9. Беседа.Помогает выяснить уро­вень знания детьми норм и правил поведения.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА  КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

Воспитание у детей навыков лич­ной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В конечном счёте от знания и выполнения детьми необходимых ги­гиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здо­ровье других детей и взрослых. В про­цессе воспитания необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиени­ческие навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и тд. Дети старшего дошкольного возрас­та более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, на­мыливая их до образования пены, на­сухо их вытирать, пользоваться инди­видуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигие­ны предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

   Гигиеническое воспитание неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщатель­но, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно уметь пра­вильно накрывать стол и ставить по­суду, а так же твёрдо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению этих обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок причесаться.

Воспитание культурно-гигиени­ческих навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать по­каз, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, нужно добиваться точного и чёткого выполнения действий, их правильной последовательности. Нужно по­стоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подража­нию, поэтому родители должны быть для них образцом. Обязанность родителей — самим подавать  пример, всегда следуя правилам.

Правила столового этикета

В настоящее время правила столо­вого этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приё­ма пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

Как сидеть за столом — спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол садиться в опрят­ном виде, с чисто вымытыми руками.

  • Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями — ложку держать в правой руке, под­носить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержи­мое медленно выливать в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой — когда стол сервиро­ван только вилкой, в левой — когда вилкой и ножом; бумажной салфет­кой пользуются один раз, при необ­ходимости берут другую, а исполь­зованную, слегка скомкав, кладут под край тарелки.
  • Что, чем и как есть — суп едят ложкой, сосиску — вилкой и ножом; макароны, омлет, вареники, пельме­ни — только вилкой; ягоды — десерт­ной ложкой; хлеб не откусывают, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз — вилкой и ножом.
  • Как общаться за столом — гово­рить вполголоса, вежливо обращаться с просьбами «Подайте, пожалуйста», «Будьте добры», благодарить, не гово­рить с полным ртом.
  • Как правильно и красиво серви­ровать стол — учитывать законы сер­вировки и эстетики. Этикетное правило, или этикетная формула поведения, состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков.

    За столом нужно сидеть слегка на­клонившись вперёд и на всём сиденьи, а не на краешке его. Разговаривая с соседом слева, не поворачиваться спи­ной к тому, кто сидит справа. Сидеть за столом нужно прямо, поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают, а держат их вме­сте возле стула. На столе могут нахо­диться кисти рук, но никак не локти. Локти по возможности прижаты к ту­ловищу. Если едят только одной рукой, то вторая находится на столе. Пальцы сложены вместе.

    Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех, кто за ним сидит. Не следят за тем, кто сколько ест. Едят и пьют спокойно, бесшумно, не гри­масничая. Рот не набивают пищей и слишком большими кусками. Жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются.

    Салфетку берут с тарелки, когда на­чинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени (а не засовы­вают за воротник), закончив есть — на стол слева от тарелки. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку. Ложку держат между большим и ука­зательным пальцем, причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы можно было донести до рта, не пролив ни капли.

   Вилку держат в левой, а нож в пра­вой руке. Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.