Культура поведения

     Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необходимо заниматься, начиная уже с раннего детства.

 В содержании культуры поведения детей входят следующие компоненты:

- культура деятельности

- культура общения

- культурно -  гигиенические навыки и привычки

       Воспитание культуры поведения у детей не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Для педагогов очень важно найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры.

       

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка 

на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. А также умение и желание трудиться, проявлять интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном т труде.

 

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с  взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,  использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое  поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно остановиться, потому что в некоторых ситуациях такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения  предполагает и  культуру речи. Это наличие у детей достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем возрасте ребенка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть  в лицо говорящему.  В процессе организации  педагогом воспитательной - образовательных мероприятий,  культура общения формируется быстрее. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д.  Важную роль здесь играют родители.

    Родители должны поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети,  слушая речь родителей стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить,  в детском саду услышал?!». Культура общения предусматривает так же выполнение ребенком норм и правил общения с  взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,  с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое  поведение в общественных местах, быту.

Правила культуры общения:

- Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Извините», «Спасибо»

- Будь всегда приветлив и вежлив

- Не перебивай взрослых

- На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно

- Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.

- С уважением относись к труду старших и товарищей.

- Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.

 

Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект,  ведь поведение за столом основывается не только на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно - гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

 

Пример взрослых – один из главных условий воспитания воспитанности у детей. Трудно потребовать воспитанности у детей, если родители не имеют в этом никакого понятия. Почему ребёнок уступить место в автобусе, пропустить старшему в двери, говорить «пожалуйста», спасибо, извиняться, если взрослые и не думают поступать так на глазах у детей. (Да ещё можешь услышать, ничего постоишь, я ребёнку билет купила)Пример взрослых – добрая улыбка при встречи со знакомыми, услуга, любезность, добрые слова – гораздо приятнее для глаза детей, нежели грубость, неуважительность.

      Воспитание навыков и привычек культурного поведения должно быть взаимосвязано и непротиворечиво. Дома необходимо придерживаться тех же правил и норм, которые прививаются в детском саду.